СТЕМ образование

 

сайт педагогов детских садов города Кандалакша и Кандалакшского района

«STEM-образование детей дошкольного возраста: развитие интеллектуальных способностей»

 

   На протяжение последних лет в сфере образования обсуждается проблема XXI века: низкое качество образования в сфере точных наук и минимальная оснащенность материально-технической базой. На государственном уровне делаются попытки повысить уровень для получения высококвалифицированных специалистов из самых разных направлений области высших технологий. Это направление способствовало популяризации STEM-образования, в течение двух лет оно стало одним из самых приоритетных направлений, в том числе и в детских садах. Если расшифровать данную аббревиатуру, то получится следующее: S — science (естественные науки), T — technology (технология), E — engineering (инжененерное искусство), M — mathematics (математика). Именно поэтому сегодня система STEM развивается как один из актуальных образовательных трендов. STEM-образование основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода, а также на интеграции всех четырёх дисциплин в единую схему. Что же такое STEM-образование в ДОО?

Это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук. Дети учатся видеть взаимосвязь происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное. Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в образовательный процесс. Подходов к STEM-образованию дошкольников разработано достаточно много. Изучив предлагаемые системы, считаю, что оптимальной для детских садов нашего муниципалитета является комплексное обучение в рамках программы «STEM–образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» (авт. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А, изд. «Бином» 2019 г.)

Программа определяет цели и задачи реализации, возрастные особенности и динамику развития интеллектуальных способностей дошкольников, особенности организации образовательного процесса, содержание, примерное тематическое планирование и методическое обеспечение. Содержание программы выстроено по модулям: 1

. Дидактическая система Ф. Фрёбеля;

 2. Экспериментирование с живой и неживой природой;

3. LEGO-конструирование;

4. Математическое развитие;

 5. Робототехника;

6. Мультистудия «Я творю мир».

Данные направления образовательной деятельности имеют место в практике работы детских садов муниципалитета Кандалакши. Для дальнейшего развития системы по реализации задач соврменного дошкольного образования имеет смысл поближе познакомиться с содержанием модулей программы «STEM–образование детей дошкольного и младшего школьного возраста».

1 модуль. «Дидактическая система Фрёбеля» опирается на обоснованное великим педагогом образовательное значение игры для развития маленьких детей. «Дары Фрёбеля» известны воспитателям детских садов со скамьи педагогического колледжа и представляют собой особый дидактический материал. «Дары Фрёбеля» дополняют систему занятий с геометрическими телами для развития пространственных представлений, восприятия движения, формы, цвета, величины, числа, способностей к конструированию. Комплект «Дары Фрёбеля» включает: шерстяные шарики, основные тела, жизненные формы, формы познания, формы красоты и т.д. Педагогические взгляды великого педагога прослеживаются сегодня в федеральном государственном стандарте дошкольного образования: полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; уважение личности ребёнка; личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; развитие детей в специфических видах деятельности: прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие и т.д. Учитывая эти актуальные положения необходимо более активно использовать данный дидактический материал в образовательном процессе муниципальных дошкольных образовательных организаций

.

 2 модуль. «Экспериментирование с живой и неживой природой». Содержание образовательной деятельности по экспериментированию с живой и неживой природой включено в образовательную программу каждого детского сада. Особенно важно данное направление в области экологического воспитания. Одной из задач воспитания экологической культуры дошкольников является ознакомление детей со взаимосвязями, существующими в природе. Изучая особенности жизни живых существ, свойства воды, воздуха, песка, глины, почвы, камней, их взаимодействия друг с другом и окружающей средой, дети опытным путём получают неоценимые по своей важности знания: «Как очистить воду?», «Чем солёная вода отличается от пресной?», «Как вырастить соляные кристаллы», «Может ли воздух пахнуть?», «Каковы свойства песка?» и т.д. Полученные знания остаются на всю жизнь, так как дети не просто слушают рассказы взрослого, а сами лично наблюдают за процессом, участвуют в нём, эмоционально переживают, строят предположения, видят результат. В процессе опытно-экспериментальной деятельности используются пробирки, воронки, пипетки, контейнеры, мерные стаканчики и т. д. Правильно оборудованная исследовательская лаборатория, при грамотном её введении в педагогический процесс, предоставляет педагогам возможность насытить занятия по ознакомлению с окружающим миром экспериментами с живой и неживой природой, пробудить у детей интерес к опытнической деятельности, привить начальные навыки проведения исследований.

 3 модуль. «LEGO-конструирование». Образовательное LEGО-конструирование получило широкое распространение в педагогической деятельности дошкольных образовательных организаций, в том числе и в нашем муниципалитете. В детских садах приобретены конструкторы серии «LEGО Education», которые содержат наборы для детей разного возраста. Наборы для малышей состоят из крупных элементов DUPLO, а старшие дошкольники работают с деталями стандартного размера «LEGO System». В дошкольных образовательных организациях складывается определенная система освоения детьми приемами LEGO-конструирования: - на первом этапе педагоги организуют широкую самостоятельную детскую деятельность по экспериментированию с новым материалом; -на втором этапе детям предлагают выполнить задания, направленные на развитие воображения и формирование обобщённых способов конструирования, которые предполагают использование умения экспериментировать с новыми материалами в новых условиях. -на третьем этапе организуется конструирование по собственному замыслу детей. Перспективой деятельности по использованию технологии LEGО-конструирования в педагогическом процессе являются возможности робототехнических наборов «LEGO WeDo» и «LEGO MINDSTORMS», которые позволят детям «оживлять» LEGO-конструкции (робота) на основе элементарного программирования.

4 модуль. «Робототехника». Данное направление включает в себя не только LEGO-конструкторы, но и другие конструкторы из серий «Эврики», «Знаток», «MatataLab Coding set» и др. для изготовления роботов с возможностью движения. Подобные наборы конструкторов способствуют освоению навыков конструктивно-модельной деятельности, ознакомлению с основами механики и первичными компонентами электроники, совершению первых шагов в программировании и моделировании собственных роботов.

5 модуль. «Математическое развитие». Содержание данного модуля также предусмотрено образовательной программой и включает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). Формирование элементарных математических представлений является актуальным направлением современного дошкольного образования и требует поиска новых инновационных подходов, методов и средств. Следует обратить внимание на современные игровые дидактические материалы: «Логические пазлы», «Что сначала, что потом», планшет «Логика-малыш», математические весы и т.д.

 6 модуль. «Мультстудия». Технология создания мультфильмов, подразумевающая синтез художественного и технического творчества детей, стала популярной в дошкольном образовании в последние годы. Оборудование мультстудии дополняют продукты деятельности ребёнка: рисунки, аппликации, лепные работы, LEGO-модели. Процесс создания мультфильма – это творчески интересная и увлекательная деятельность в образовательном процессе детского сада. Дети становятся художниками и скульпторами анимационного фильма, озвучивают его. При этом выбор сюжета и героев истории полностью зависит от фантазии и интересов детей. Главная педагогическая ценность мультипликации заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра.

Технология является прекрасным средством для раскрепощения мышления и развития творческого потенциала дошкольников. Таким образом, ведущая составляющая STEM-образования — это деятельность экспериментально-инженерной направленности, которая содействует формированию мыслительных навыков, непринужденно и легко вовлекает детей в научно-творческую деятельность, способствует планомерному развитию интеллектуальных способностей, которые пригодятся детям во взрослой жизни. Девизом к раннему интеллектуальному развитию дошкольников, заложенному в STEM-образовании является высказывание американской ученой, доктора психологии Лоуренс Чой «Успей или потеряешь!», исследования которой подтверждают положение о том, что у детей до пяти лет активно формируются нейронные связи мозга, являющиеся основой дальнейшей мыслительной деятельности человека на протяжении всей жизни.

Дата последнего обновления страницы 06.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения