Конспект Баканиной

 

сайт педагогов детских садов города Кандалакша и Кандалакшского района

 

 

Конспект открытого педагогического мероприятия по обучению грамоте

Тема: «Звуки В, Вь. Буква В»  на основе лексической темы «Зима. Новый год»

 

 

Конспект занятия «Звуки (В - ВЬ), буква В».

Цель: знакомство со звуками В и Вь, буквой В.

Образовательные задачи:

1. Познакомить со звуками В, Вь; буквой В. Закрепить  артикуляционные и акустические признаки; дифференцировать  звуки  на слух и в произношении; уметь определять позицию звуков в словах; закрепить понятия звук – согласный, твердый, звонкий; согласный, мягкий, звонкий. Совершенствовать навыки  звукового, слогового и звукобуквенного анализа слов;  чтение коротких слов Вика, Вова. Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме.

2. Коррекционно- развивающие задачи:

развивать связную речь; речевой слух, мышление, произвольное внимание, фонематическое восприятие,  координацию речи с движением, графомоторные навыки.

 

3.Воспитательные задачи:

 создать хорошее настроение; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.

Оборудование: чемоданчик «грамотей» (с набором звуковых, слоговых символов; карточки с магнитными полосками на каждого ребенка; предметные картинки на звуки В, Вь в начале и в середине слова; демонстрационные плоскостные куклы девочка, мальчик; плоскостные «новогодние «мешки» синего зеленого цветов»; карточки с ребусом; пройденные буквы; елка небольшого размера, игрушки для украшения елки.

Ход занятия

Логопед: Поздоровайтесь с гостями (дети здороваются)

                 Улыбнитесь всем вокруг

                 Руку другу тянет друг

                 И скорей вставайте в круг.

Какой скоро будет праздник? Новый год. Кто главный герой этого праздника? Дед Мороз. У него перед Новым годом много работы. Хотите стать его помощниками? Да. 

(Садятся на стульчики)

Чтобы помочь Деду Морозу, мы должны  выполнить много интересных, но трудных заданий.

 Вот эти письма Дед Мороз получил от детей, послушайте их имена: Ваня, Валера, Владик, Вова, Василиса. Отгадайте, с какого звука начинаются их имена? Со звука В. Произнесите его. Встречается преграда при произнесении этого звука? Да. Верхние зубы слегка прикасаются нижней губы. Значит он какой? Согласный, твердый. А как узнать, звонкий он или глухой? Приложить ладони к горлу и произнести еще раз В, если работает (дрожит) горлышко, то звук звонкий, если голосок спит, то он глухой. Голосок работает, значит звук В звонкий. (Проверяют). Дайте характеристику звуку В, расскажите о нем? Согласный, твердый, звонкий. Фишкой какого цвета обозначим его? Фишкой синего цвета.

А эти письма от Вероники, Виктора, Виолетты, Вики, Веры. С какого звука начинаются их имена? Со звука Вь. Произнесите его. Встречается преграда при его произнесении? Да. Верхние зубы касаются нижней губы. Расскажите про звук Вь? Он согласный, мягкий, звонкий. Фишкой какого цвета обозначим его? Зеленого цвета.

 А чем отличаются звуки В, Вь?

 Звук В - твердый, а звук Вь – мягкий.

Что общего у них? Звуки В, Вь согласные, звонкие. А еще эти звуки мы обозначаем буквой В. Звуки мы с вами слышим, а буквы видим. (Показ буквы, в воздухе пальчиком рисуем ее.)

Вы много узнали про эти звуки и сможете помочь Деду Морозу. Посмотрите на мольберт, Дед Мороз приготовил мешки с подарками. вв, правильно ли он разложил их?  В мешок синего цвета нужно было положить подарки, в названии которых имеется звук В, а в мешок зеленого цвета, подарки, в названии которых звук Вь. Дети рассматривают подарки - картинки  исправляют ошибки Деда мороза.

Теперь можно и погулять. А во дворе вьюга завывает: вввввввв. Дети выполняют логоритмические упражнения: «На прогулке.»

 

Замела метель дорожки

Но, не бойтесь наши ножки

Хоть и трудно нам шагать

Будем ноги поднимать

Мы шагаем по дороге

Выше ноги, выше ноги

Вот и кончилась дорога

Отряхни от снега ноги.

 

Добрались до места, и готовы к выполнению следующих задании.  Дети занимают свои места за столами.

Какое интересное письмо получил Дед Мороз? Оно зашифровано.   Попробуем отгадать от кого письмо. Дети отгадывают имена детей по первым звукам названия картинок: волк, осы, воробей, аист – имя ВОВА. Ведро, иголка, кубик, арбуз – ВИКА. На доске выставляются плоскостные фигурки девочки  и мальчика.

       Давайте мы тоже зашифруем их имена.  У нас есть фишки - магниты,  волшебная

 « линейка»  поможет узнать, сколько звуков в словах Вика и Вова. Я буду произносить слова, так, чтобы можно было услышать в них каждый звук, вы тоже повторяйте за мной слова, только потише. Сколько окошек откроется, столько и звуков в каждом слове. Дети выполняют звуковой анализ слов самостоятельно. Девочки выкладывают на магнитной дорожке слово – Вика, мальчики слово – Вова. Называем все звуки в словах, даем им характеристику.  

  Сколько всего звуков в слове Вика, в слове Вова, назовите согласные звуки в этих словах; сколько гласных звуков в слове Вика, в слове Вова. Разделите слова Вика, Вова на слоги? Хлопните в ладоши столько раз, сколько слогов в слове Вика, в слове Вова. Найдите слоговую схему к этим словам. Как еще можно узнать, что в этих словах по два слога. В слове столько слогов, сколько гласных звуков. В слове Вика два гласных звука: и, а. В слове Вова тоже два гласных звука: о, а.

Зрительная гимнастика

С неба падают пушинки

Белокрылые снежинки. (снежинки хотят поиграть с вами)

На ветру они кружатся   (следите за ними только глазами)

Вверх взлетают и садятся

Влево, вправо разлетелись

На ладошки мне уселись

А теперь расшифруйте свои слова, откройте кассы и обозначьте звуки- фишки буквами. Напомнить, с какой буквы пишутся имена?

  Теперь подпишите конверты именами детей: Вова, Вика, так, чтобы буквы встали на линеечку.  Дети простыми карандашами списывают слова Вика, Вова. (подписывают конверты)   

 Мы много заданий с вами выполнили. Осталось самое главное. Как вы думаете, что является главным символом Нового года? Елка. Давайте ее украсим. А она  нарядная стоит, украшена, но только буквами. Но ведь елочку обычно украшают чем?  Ответы детей. Посмотрите, рядом с елочкой игрушки- яркие красочные шары с картинками. Заменим буквы елочными игрушками – шариками. Только нужно найти подходящую картинку. Рассмотрите картинку на шарике, назовите с какого звука она начинается, найдите букву, снимите с елки.  Дети выполняют и комментируют выполнение задания.

 Я повесила на елку шарик с фонариком, убрала букву Ф.

 Я повесила шарик с бусами и убрала букву Б.

 Я повесил на елку шарик с мячом и убрал букву.

 Я повесил на елку шарик с котиком и убрал букву К.   

Итог занятия. Мы с вами помогли деду Морозу и подарки рассортировать, отгадать ребусы, даже елку успели нарядить. А какие задания вам понравились и почему? Под елкой находим пачку пластилина, детали из конструктора для составления буквы В. Сегодня вечером со Светланой Витальевной слепите и составите букву В из деталей конструктора. (вертикальная палочка и два полуовала на каждого ребенка)

 

Дата последнего обновления страницы 06.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения