Карлина музей игрушки

 

сайт педагогов детских садов города Кандалакша и Кандалакшского района

 

 

 

Экскурсия в мини-музей игрушки

 

Карлина Наталья Михайловна,  воспитатель МБДОУ № 14

 

Цель: приобщение старших дошкольников к истокам русской культуры, вовлечение родителей в образовательную деятельность в вопросах формирования интереса к родной истории и культуре.

 

Ход экскурсии:

            Дети подходят к мини-музею, где их ждет воспитатель-экскурсовод. Звучит фоновая спокойная музыка.

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Я очень рада видеть Вас и сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир детства наших родителей, бабушек и дедушек. Нас сегодня ждет встреча с экспозицией мини-музея, которая называется «Игрушки». Я буду сегодня Вашим экскурсоводом. Скажите, кто такой экскурсовод?

Дети: Ответы детей. 

Воспитатель: Экскурсовод – это человек, который работает в музее и рассказывает о предметах, хранящихся в музее  - экспонатах. Дети, вы знаете, что такое музей?

Дети: Дом, где хранятся разные вещи, старинные предметы, ….

Воспитатель: Совершенно верно! Музей - это место, где собирают, хранят, изучают и показывают коллекции различных предметов, таких как: книги, картины, вещи и много другое. Любой желающий может полюбоваться, рассмотреть предметы, которые многое могут «рассказать» о том времени, когда они появились.

Приглашаем всех гостей в наш – замечательный музей!

Экспонаты здесь такие разные и непростые,

Но сердцу очень дорогие.

С детства каждому знакомы

Вы их в любом найдете доме.

Наши милые игрушки: куклы, мячики, зверюшки

Заходите, проходите, на экспонаты посмотрите.

Дети заходят в мини-музей.

Воспитатель: Прежде, чем продолжить дальше экскурсию по нашему музею, предлагаю вспомнить правила поведения в музее. Экскурсовод показывает детям табличку «Правила поведения в музее «Игрушки» с изображением знаков, и озвучивает их, дети помогают.

В музее:

• Нельзя шуметь, громко разговаривать.

• По залам музея следует передвигаться бесшумно.

• Нельзя оставлять мусор.

• Нельзя перебивать экскурсовода, вопросы можно задавать с поднятой рукой.

• В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.

Воспитатель: Дети, скажите, что такое игрушки?

Дети: Предметы для игры: куклы, машинки, кубики, ...

Воспитатель: Правильно, это предметы, предназначенные для игры. Хотите познакомиться с игрушками, в которые играли Ваши родители, бабушки и дедушки и узнать их историю?

Дети: Да!

Воспитатель: Приглашаю Вас на выставку игрушек наших бабушек и мам.

Давным – давно дети тоже любили играть, но у них не было таких игрушек как у Вас. Наши прабабушки и прадедушки не покупали кукол в магазинах, а мастерили их сами.  Создание таких кукол можно назвать волшебным. Для своих детей игрушки мастерили мамы и папы и, конечно же, мастера – ремесленники. Шили игрушки из старой одежды. Считалось, что ткань хранит в себе родовую силу и передает ее через оберег ребенку. Причем иглой и ножницами они не пользовались, чтобы жизнь ребенка была «не колотая, не резная». 

У каждой изготовленной игрушки есть душа, душа мастера, который ее смастерил. Игрушки делали из разнообразного доступного в то время материала: из тряпочек, из соломы, из дерева, из глины, из бересты. 

Дорогие гости, обратите внимание на этот стенд. Воспитатель обращает внимание детей на стенд, где расположились ручные куклы и около которого за столом расположилась бабушка Люба, одетая в русский народный костюм.

Вот тут куклы, посмотрите!

Знал их каждый на Руси.

Это куклы все из ткани.

Их забавно пеленали,

Называлась, Пеленашка,

Ни рук, ни ног и нет рубашки.

А эти куклы дети сами

Из ниток весело мотали.

Здесь мы с Вами видим необычные игрушки. Возьмите их, потрогайте, посмотрите какие они мягкие и теплые. Из чего сделаны эти игрушки?

Дети: Из тряпочек.

Бабушка Люба: Да - это тряпичные куколки! Таких куколок наши мамы и бабушки делали для нас детей, когда мы были как Вы совсем маленькими. Мастерили из кусочков различных тканей, и названия у них очень интересные: пеленашка, кукла бабочка, куколка крупеничка, куколка – колечко, куколка столбушка.

?         Куклу-пеленашку - делали для самых маленьких детей и клали им в колыбельку, чтобы защитить ребёнка от сглаза и злых духов.

?         Кукла-столбушка. Считалось, что она приносит удачу и богатство в дом, является символом продолжения рода. Кукла-столбушка передается от матери к дочке.

?         Куклу крупеничку наполняли зерном от нового урожая и целый год хранили в красном углу (где стоят иконы), верили, что новый год будет сытным.

?         Куклу на пальчик-колечко делали детям с трёх лет, чтобы они имели друга, собеседника. Она надевается на пальчик и всегда рядом.

Я мастерица, бабушка Люба. Умею мастерить таких замечательных кукол. Свой рассказ бабушка сопровождает картинками, на которых изображены куклы. Дети рассматривают игрушки и картинки.

             Очень куколку люблю.

             Я ей песенку спою.

Любовь Михайловна обращает внимание детей на куклу-пеленашку. Скажите, вот такой куколке какую можно спеть песенку?

Дети: Тихую, т.к. она маленькая, колыбельную.

Бабушка Люба:

Эти куклы необычны. Дети, Вы заметили, чем они необычны, что в них не так?

Дети: Нет глаз, носа, ….

Бабушка Люба: Правильно! У них нет лица. Считалось, что если у куклы нет лица, то она будет защищать детей и взрослых от злых сил, примет на себя боль. Дети, скажите, Вы бы хотели, иметь таких кукол, поиграть с ними?

Дети: Да!

Бабушка Люба: В старину когда-то время не теряли

                             Вечерами зимними много пряли, ткали.

                             А еще когда-то Куколок крутили

                             Под рукой что было - из того лепили.

Дорогие гости, хотите, я Вас научу делать вот такую куклу – Пеленашку своими руками?

Дети: Да!

Бабушка Люба: Теперь, дети, я приглашаю вас в свою мастерскую по

изготовлению кукол. Дети проходят за столы с подготовленными материалами для творчества. Проходите и садитесь за стол. Сейчас я вас научу делать куклу «Пеленашку» своими руками. Такую сейчас игрушку Вы ни в одном магазине не купите, а смастерить сами сможете!

Ручки наши мастерите,

В старину нас окуните,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

1 этап: Дети, для этой куклы нам понадобится ткань, которую я для Вас приготовила и нитки. Посмотрите на схему (приложение 1).Начинаем изготовление куклы с туловища. Для этого нашу заготовку белого цвета складываем пополам, а затем сворачиваем ее в столбик.

2 этап: Затем берем косыночку, она у нас треугольной формы. На косыночку кладем нашу заготовку – туловище и закладываем стороны косынки. Обматываем косынку нитью, чтобы она держалась на туловище. Самостоятельная деятельность детей под руководством воспитателя и мастерицы, взрослые оказывают помощь детям при необходимости.

Бабушка Люба: Пока Вы работаете, я хочу исполнить частушки, а Вы послушайте и немного отдохните, а можете и мне подыграть! Для детей под музыкальное сопровождение звучат частушки в исполнении бабушки, дети играют на ложках.

1.Ой, про куклу, про игрушку

   Сочинила я частушку

   Слушайте внимательно

   Играйте увлекательно!

 

2.Изготовим куклу нашу,

   Ручками волшебными.

   Будем ниточки вязать

   Тканью разной украшать!

 

 3.Наша кукла хороша!

    Маленькая ты краса,

    В доме русском будешь жить,

    Детям счастье приносить.

 

4. Пеленашка принесёт

    Много детям радости,

    И удачу, и богатство

    Это нужно каждому.

 

5. Мы традиции все помним,

     Их не станем забывать,

     А тряпичную мы куклу

     Будем дальше прославлять!

 

Бабушка Люба: Ну, вот немного и отдохнули, продолжим работу над куклой дальше!

3 этап: Теперь куколку нужно запеленать. Заворачиваем туловище в пеленку и перевязываем нитью. Вот и готова наша «Пеленашка».

Бабушка Люба: Как прекрасно потрудились Ваши маленькие ручки. Скажите, какую мы с вами мастерили куклу.

Дети: Пеленашку.

Воспитатель: Понравилось ли Вам делать кукол?

Дети: Да!

Бабушка: У Вас у всех все получились замечательные куклу, давайте рассмотрим своих кукол. Каждый смастерил неповторимую куклу – Пеленашку. Думаю, что эта кукла у Вас будет самой любимой, ведь она сшита Вами. Пусть эта кукла оберегает Вас и помогает Вам.

Воспитатель:

Пришла пора друзья

В дорогу собираться.

А с мастерицей - бабушкой

Пришла пора прощаться.

Дети благодарят бабушку Любу, за ее увлекательную историю и за изготовление таких замечательных тряпичных кукол – Пеленашек и прощаются с ней.

Воспитатель: Дети, Вам понравилась экскурсия в мини-музей «Игрушки»?

Дети: Да!

Воспитатель: Наша экскурсия подошла к концу, но нас ждут новые интересные встречи в нашем музее.

Приложение 1

                                 

                                  Алгоритм изготовления Пеленашки

 

 

Приложение 2

 

Тематические физкультурные минутки

Физминутка «Самовар» (стихи Оли Камелиной, музыка народная).

 

Само – само – самовар, на столе красуется (руки на пояс, повороты влево, вправо).

Дышит так, что виден пар - дед им всё любуется (руки в стороны, улыбаются)

Сапогом его качай, ох, как разгорается, (сжимают кулачки и поднимают -опускают их).

Само – самоварит чай, жаром обливается (приседание, «утёрли пот»).

Пых – пыхтит как паровоз, ждём мы с нетерпением (вдох, выдох - пых).    

Сушки дед вчера принёс – с чаем – наслаждение! (соединяем каждый пальчик по очереди с большим пальчиком).  

Чашки ставим, блюдца тоже, чай душистый в них налит (чашка кулак, блюдце ладошка).

В самоваре все похожи – в отраженье дед глядит (смотрим друг на друга).

Взяли в руки все по блюдцу, только надо остудить (показали ладонь и подули).

Ах! Из самовара сладко, чай с баранками нам пить (поклонились).

 

***

Бабушка: Предлагаю перед работой немного размять наши ручки.

С нами вы уже знакомы, (хлопаем в ладоши).

Мы из ярких лоскутков, (сжимаем и разжимаем кулачки),

Людям помогаем, их оберегаем: (обнимаем себя руками).

Кукла Столбушка, кукла Колечко, (загибаем пальцы по очереди),

Кукла Крупеничка, кукла Пеленашка и кукла малышка,

Куколок вместе мы соберем (соединить кулачки),

И в бабушкин старый сундук уберем (соединить пальчики в замочек).

Дата последнего обновления страницы 17.12.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения